Пэчворк (patchwork) – лоскутная техника аппликации или шитьё из лоскутков путём накладывания мелких деталей на более крупные (от англ. patch – заплатка или кусочек ткани, лоскут; work – работа). В отличие от моделирования одежды при создании предметов интерьера, например панно, покрывала или наволочек, здесь возможно применение тканей любого вида, фактуры, расцветки.
Квилтинг (quilt) – более широкое понятие, чем пэчворк (quilting – сшивание, простёгивание). Он включил в себя несколько видов техник рукоделия, включая лоскутную технику пэчворк, аппликацию, вышивку, традиционные для квилтинга стежки и строчки. Готовые работы, выполненные в этой технике, принято называть квилтами, а людей, которые занимаются этим видом рукоделия – квилтёрами.
История квилтинга и печворка
В истории лоскутного шитья художественные квилты занимают особое место. Возникнув на основе простых мотивов аппликаций середины XIX века, в настоящее время они представляют собой уникальные произведения текстильного искусства. По технике квилтинга существует специальная литература. Большинство ранних квилтов - это, как правило, стеганые одеяла, которые изготавливались из одного или нескольких кусков ткани или из мелких лоскутков, сшиваемых либо беспорядочно, либо в виде узора и соединяемых со слоем прокладки и подкладочным материалом. Слои прошивались простым швом, получившим название стежки, которая прокладывалась в виде различных узоров или узнаваемых рисунков. Когда в Европе в XVIII веке вошли в моду набивные ткани, как, например, индийские ситцы, портнихи часто выполняли из них узоры и нашивали на однотонную ткань, чтобы сэкономить дорогую модную материю. На некоторых квилтах, созданных в такой технике (персидская вышивка), кусочки ситца располагались далеко друг от друга, а фон часто простегивался, нередко с прокладыванием шнура.
Иногда изделие состояло из нескольких частей: вокруг центрального блока располагались фрагменты с каймой - от стилизованных изображений постепенно переходили к наиболее реалистичным мотивам, которые с течением времени все более усложнялись. Свою самостоятельную ценность художественные квилты получили только с середины XIX века.
Процесс лоскутного шитья (patchwork)
Изготовление квилтов требует исключительной аккуратности, точности, высокой техники шитья, в том числе и машинной, художественных способностей. Изделие выполняется вручную, на швейной машине или комбинированным способом и состоит обычно из трёх слоёв ткани. Верхний слой, как правило, выполняется в технике пэчворк или в комбинации этой техники с аппликацией, вышивкой, коллажем и т.д., которые также являются и самостоятельными техниками рукоделия. Средний слой – прокладка, обычно из синтепона или ватина. Нижний слой – прокладка, как правило, из хлопчатобумажной ткани. Все три слоя обязательно простёгиваются вместе. Качество простёжки свидетельствует об уровне техники исполнителя. После простёжки на поверхности квилта образуется рельефный узор, и она становится трёхмерной.