Предки татар — булгары — в VIII веке переселились из Приазовья на Волгу, где уже проживали родственные по культуре и языку тюрки. На средней и нижней Волге формировалось ядро нации, ее культура и язык. Волга была транспортной артерией, соединявшей в Средние века Север Европы с Востоком. Река кормила народы, взрастила их, и сегодня она остается хребтом российской экономики и символом культурного многообразия страны.
В мае 922 года предки татар добровольно приняли ислам в качестве государственной религии. По этому поводу приехало посольство из Багдада, что стало актом международного признания Волжской Булгарии как независимого государства. С тех пор нынешняя территория Татарстана остается самым северным форпостом исламского мира.
На Волге и Каме, по которым проходили важнейшие торговые пути, начали формироваться города, на рубеже Х-ХI веков были заложены Казань, Елабуга и десятки пограничных крепостей и торговых факторий. Торговые отношения были тесными с Киевом, другими русскими княжествами, Скандинавией, Персией, финноуграми. В Волжской Булгарии расцвели ремесла, науки, искусство, зодчество. Профессиональная татарская литература берет свое начало со знаменитой поэмы «Сказание о Йусуфе» Кул Гали, где он призывает к справедливости как источнику прогресса общества: Бессильный, преклонен я пред тобой, Господь, Молю я: помоги мне слабость побороть, Владыка, озари мой дух, вмещенный в плоть, На благо добрых дум наставь мой ум теперь.
Влияние этой поэмы ощущается и сегодня. В прошлом году за одноименный балет авторы получили Государственную премию Российской Федерации.
Блестящий домонгольский период в истории татар сменяется эпохой Золотой Орды. Нельзя представлять татар в виде каких-то пришельцев. Тюркский каганат, образованный в 551 году, охватывал территорию от Манчжурии до Дуная, включая нынешнюю территорию Татарстана, и, естественно, проживавшие там народы были близки по языку и культуре. Булгары расположились на западе, а собственно татары формировались на востоке и упоминаются в летописях, высеченных на камнях, с VII века. Образно выражаясь, булгары и татары были двумя крыльями одного этноса.
Следует упомянуть также кыпчаков (половцев), чье наречие легло в основу современного татарского языка.
Золотая Орда уже при Бату-хане начинает отделяться из Монгольской империи в самостоятельное государство, в котором татарский язык становится господствующим.
Учебники односторонне трактуют эпоху татаро-монгольского нашествия как время жестоких войн, притеснений, экономического спада. Вокруг татарского ига родилось много мифов, а ведь татарская дань составляла всего лишь десятину (10%), что нельзя считать тяжелым бременем, а для русских были сделаны послабления — брали подать не с человека, а со двора, с тем чтобы быстрее залечить раны от нашествия. Были, конечно, налоги с торгового оборота на границе, они назывались тамгой, отсюда происходит слово таможня. Были специальные повинности, для того чтобы следить за состоянием дорог, обслуживать переправы на реках, наблюдать за безопасностью (караул) и другие. Все эти повинности не были чрезмерными.
Одновременно в государстве были созданы условия для интенсивной торговли в виде развитой финансовой системы, безопасных торговых центров в крупных городах и портах Крыма.
Отличительной чертой татаро-монгол была религиозная терпимость. По кодексу Чингисхана все религии были равны, а потому в Золотой Орде наступил период бурного развития православных монастырей, освобожденных от каких-либо налогов. Вообще, татары не очень-то вмешивались в дела русских княжеств. А разные набеги были не столько с целью грабежа, сколько для прекращения междоусобных войн. Несколько лет назад именно журнал «Родина» посвятил целый номер эпохе Золотой Орды, что стало важным событием.
Ряд причин подорвали империю: изменение мировых торговых путей, чума, разорившая крупные города, поход Тимура. По ряду версий, Куликовская битва не имела прямого отношения к распаду Золотой Орды: она была одним из внутриполитических событий, после чего ханом стал Тохтамыш — союзник Дмитрия Донского.
На месте Золотой Орды возникли Казанское, Крымское, Астраханское, Сибирское и Касимовское ханства, Большая и Ногайская орды. Блестящее начало истории Казанского ханства сменилось частыми дворцовыми переворотами. В это время окрепло Московское государство, сумевшее вокруг себя объединить ряд русских княжеств. На пути ее экспансии стояла Казань как ворота на Восток. Сложные переговоры двух государств закончились известным взятием Казани войсками Ивана Грозного. Нельзя историю представлять как борьбу русских с татарами или православных с мусульманами. В войсках Ивана Грозного конница состояла из татар во главе с Шах-Али. Политизация исторических событий не содействует сплочению российского общества.
В составе Российской империи судьба татар была непростой. Особенно тяжелыми оказались годы христианизации. Они завершились при Екатерине II, которая после ряда крестьянских восстаний издала указ о веротерпимости. С тех пор начали строить
95 ся мечети, появились медресе, некоторым мурзам вернули дворянское звание и собственность. Со временем разрешили заниматься торговлей.
В конце ХIХ века среди татар появились владельцы фабрик и заводов, открылись издательства, типографии, газеты и журналы.
Однако ряд ограничений оставались вплоть до революции 1917 года: на занятие некоторых государственных должностей и открытие светских высших учебных заведений на татарском языке.
В начале ХIХ века в татарской среде начинается движение за обновление ислама и изменение системы образования — джадидизм. Сегодня, когда в мире обострились отношения между исламским миром и Западом, многие изучают этот опыт, поскольку у татар ислам стал открытым к другим культурам, толерантным, требующим от мусульман широкого образования. Он как нельзя лучше приспособлен для светского, поликонфессионального общества.
Революция 1917 года наполнила надеждой многие народы России, хотя впоследствии это обернулось большими человеческими потерями. Тем не менее была учреждена Татарская Республика, открыты высшие учебные заведения с преподаванием на татарском языке, новыми гранями расцвели литература и искусство, появились новые газеты и журналы, издательства и типографии, хотя их и до революции было немало. Государственность в лице Татарской Автономной Советской Социалистической Республики придала новый импульс созидательному началу татар, однако к концу 1930-х годов все начинания были свернуты и республика стала одним из бесправных регионов страны. Огромными были потери среди интеллигенции в годы репрессий, а затем — во время Второй мировой войны.
Война для всей страны была тяжелым испытанием. Побеждало не только оружие — знаменитые танки Т-34, «Катюши», самолеты ПЕ-2, ПЕ-8 казанского производства, но и дух народа. Лучше всего его выразил Муса Джалиль в знаменитых стихах «Моабитской тетради»:
Умирая, не умрет герой — Мужество останется в веках.
Имя прославляй своей борьбой, Чтоб оно не молкло на устах!
Такие события сплачивают весь народ вокруг высоких идеалов — борьбы с фашизмом. После шести десятков лет после Великой Победы трудно смириться с мыслью, что фашисты — скинхеды и другие — вновь появились, причем в нашей стране.
Я убежден, что фашизм не пройдет, и гарантией этого выступает культура, заложенная старшими поколениями.
В послевоенные годы объявили о политике слияния наций и начали закрываться татарские школы, язык оказался на уровне бытового общения, тиражи книг и газет на татарском языке неуклонно падали. Все это породило в душах тревогу.
Перестройка обозначила эпоху возрождения татарской культуры. Вместе с тем она породила массу новых проблем. Население Татарстана примерно поровну делится на татар и русских, мусульман и православных, а еще есть чуваши, финно-угорские и другие народы. Нужно было сбалансировать все этно-конфессиональные интересы. Государственный суверенитет Татарстана объявлялся от имени всего народа республики. Это решило многие проблемы. Два равноправных государственных языка, поддержка культурного и конфессионального многообразия, согласованное принятие решений — все это привело к сплоченной работе разных слоев населения. Подписанный в 1994 году Договор между республикой и федеральным центром внес ясность в двусторонние отношения, предоставив реальные права в сфере собственности, экономики, культуры, внешней деятельности.
За последние годы наша экономика вышла в разряд ведущих регионов страны. Цена на нефть существенно не повлияла на наши показатели, поскольку значительная часть от нее уходит в центр в виде налогов и акцизов. Мы ориентируемся на переработку нефти, развитие нефтехимии и производство высокотехнологичной продукции в виде тяжелых грузовиков «КамАЗ», вертолетов, гражданской авиации, компрессоров, другой продукции. Это позволило войти республике в пятерку наиболее развитых регионов страны. При этом мы не забываем про сельское хозяйство, которое по урожайности и объемам производства устойчиво выходит на 2–3 места в Российской Федерации. Дальнейшее развитие экономики немыслимо без освоения новых рынков сбыта и научно-технических достижений. Мы надеемся, что разработанная в республике инновационная программа позволит нам определиться с прорывными технологиями в ведущих отраслях экономики.
Важную часть нашей политики составляет внешняя деятельность. После празднования 1000-летия Казани имидж республики резко возрос. Это помогает притоку инвестиций и поиску новых рынков сбыта. В то же время республика является своеобразной площадкой для анализа причин позитивного взаимодействия ислама и христианства, что определяет наше место в международных связях. В ряде стран открыты представительства Республики Татарстан. При поддержке МИДа России республика активно занимается налаживанием контактов с соотечественниками.
Татарстан богат тем, что на его земле работали великие люди, творившие мировую культуру. Часто говорят о нефтяных богатствах, других ресурсах, промышленности, а ведь в истории остается именно культура. Лобачевский долгие годы был ректором Казанского университета, Бутлеров заложил основы органической химии. С восточным направлением казанской школы в науке связаны имена Казим-бека, Марджани. Аксаков был первым студентом университета; на восточном, а затем юридическом факультете учился Лев Толстой, среди студентов юрфака был и Владимир Ульянов-Ленин. Замечательные художники творили в республике: Шишкин, Фешин, Урманче. У нас родился Федор Шаляпин, училась Софья Губайдуллина, дирижировал оркестром Рудольф Нуриев, хотя его привыкли видеть в качестве танцора. Такие конструкторы, как Туполев, Глушко, Королев, заложили замечательные традиции в авиастроении. А сколько политиков, архитекторов, меценатов породила наша земля! Всех не перечесть. Это огромное богатство. На примере великих граждан Татарстана воспитываются новые поколения, которые ведут республику к процветанию.