Одним из самых важных ритуалов в жизни индийского человека является свадьба. На протяжении веков страна действует по одному неписаному обряду: свадьба по договору. Однако и тут есть свои правила. Например, в некоторых мусульманских кастах, девушка выходит замуж только за кузена и, соответственно, наоборот – парень берет в жены двоюродную сестру, или троюродную, или еще какую-нибудь, но сестру. В другой касте, большая часть потомков которой проживает в Мумбае, парси, родители находят пару своему ребенку в пределах касты, но не родственников. Поэтому неудивительно, что на данный момент данная каста находится под угрозой вымирания. Часто случается, что родители парня могут выбрать ему невесту из касты высшего рода, но для родителей девушки из бедного рода родство с высшей кастой проблематично, вернее почти невозможно. И все дело тут в дори. Дори – это приданое, которые платят за невесту ее родители. Вроде бы как-то нелогично. Мало того, что девушка покидает свой дом и уходит, грубо говоря, прислуживать чужим людям, так она еще должна с собой принести целую кучу пожитков: ткани, посуду, мебель, утварь, золото и деньги. Если честно, я до сих пор недоумеваю, почему за все платят родители девушки. Вроде как семья мужчины приобретает себе прислужницу, которая также будет продолжать род, значит они и должны платить. Но нет, моя скудная европейская логика разбивается под кучей аргументов типа: мужчина всему голова, женщина обретает новую жизнь, войдя в мужний дом и т.д.
Да, то, что женщина обретает новую жизнь, войдя в дом мужа, это правда. После замужества по Хинду Дхарам, женщина обретает новое рождение. Муж вправе поменять ей не только фамилию, но и имя. Таким образом, в Индии женщина рождает девушку только ля того, чтобы подготовить ее к замужеству. В большинстве случаев, общение матери и дочери происходит только по большим праздникам и довольно редко. Кстати, вы редко встретите в Индии дочь, которая помогает своим родителям финансово. Это не принято. Так что, мало того, что родители девушки должны вырастить, воспитать дочь, они должны собрать деньги на приданое и успеть скопить денег на старость.
Процесс выбора спутника жизни для ребенка кропотливый и долгий. Изучение кандидатов, их генеалогического дерева, суммы дори (для родителей парня). Хотелось бы отметить следующую особенность. Иногда молодой человек из знатного, но разорившегося рода берет в жены девушку из низкой касты для поправки своего материального состояния. Или же, наоборот, с помощью денег парень низшей касты может закрепиться корнями в семье знатного рода.
Потом родители встречаются с семьями кандидатов. Обсуждают, осматривают и прицениваются. Конечно же, стараются слушать и своих детей. Главный советчик у каст побогаче является религия и астрономия. Семьи заказывают гороскопы совместимости пары и, уже исходя из полученной информации, решают дальше. Здесь для родителей невесты в расчет берется все: и количество родственников, и сестер-братьев жениха, ведь им нужно также оплатить все праздничные затраты, подарки всем родственникам, и, особенно, родным сестрам и братьям. Иногда свадьба расстраивается уже на данном этапе. Ведь одарить 6 сестер и 7 братьев золотом и подарками, накормить и развеселить 300 гостей не каждому по карману, особенно небогатым людям.
Однажды я подумала, что если бы я была индуской, то мой муж стал бы для меня ну очень дорогим, в прямом смысле этого слова.
Со стороны родителей жениха стоит решение другого вопроса: устраивает ли их размер дори или нет. В некоторых случаях размер дори устанавливают по максимуму, иногда приданое в десятки раз превышает годовой доход всей семьи мужа. Родственники мужа могут увеличить размер приданного за день до свадьбы.
Если партнерство устраивает обе стороны, назначается дата помолвки. До этого времени молодая пара старается поближе познакомиться друг с другом, пообщаться и понравиться.
Как говорится в Индии, свадьба – это соединение душ и тел не двух людей, а двух семей.
Следующим этапом после знакомства является помолвка. На помолвку приглашается большое количество родственников, в том числе и для знакомства. Следует отметить, что родственники жениха почитаются и уважаются больше, нежели родственники невесты. На помолвке жених надевает на палец невесты кольцо, чаще всего фамильное, но где ж вы найдете фамильное кольцо в деревенской глуши. Но кольцо является обязательным атрибутом.На помолвке назначается дата свадьба. По традиции между помолвкой и свадьбой проходит 2-3 месяца. За это время родители невесты собирают приданое. Кстати, качество приданого также может быть оговорено. Но в основном родители дают в качестве дори ткани, кухонную утварь, мебель, золото и бумажные деньги. Иногда дори из дома невесты вывозят в грузовиках. Считается, что в доме мужа, девушка может пользоваться только тем, что принесла с собой. Кстати, еще одна, на мой взгляд довольно так сказать странная, особенность: если по истечении определенного времени после свадьбы, семья мужа не получила приданное, то невесту отдают обратно. Это, мягко говоря, неправильно.
Где-то примерно за 2 недели или 15 дней до свадьбы проводится священный ритуал, или как говорят индусы, пуджа богу Ганеше, с просьбой избавить от напастей и хорошо провести свадьбу. И все остальные дни до свадьбы семьи молодых молятся Ганеше.
Самой веселой частью свадьбы является Сангит, в котором участвуют только женщины. Они собираются в доме невесты, устраивают песни, пляски, дразнят и подначивают молодую невесту. В конце церемонии всех участников ждет богатый праздничный стол.
Еще одной церемонией, проводимой в доме невесты является Сухаган, сто дословно означает женщина, у которой муж здравствует. В Индии весьма велико почитание мужского начала, поэтому и жены считают честью умереть раньше своих мужей. По традиции, жена всегда быть интересна для мужа, красиво одеваться, украшать себя браслетами, бинди, макияжем. Быть веселой и никогда не показывать грусти и печали. Сказать честно, я еще не встречала в Индии женщины, которая бы всегда была счастлива, особенно если она живет с родителями мужа. Другое дело, если муж и жена живут отдельно. Только истинно любящие женщины способны сделать своего мужа счастливыми. Из личного опыта скажу, что если раньше женщина не имела никаких прав, то сейчас (благодаря телевизору, новостям, интернету) она борется за свои права. Однако, это тоже не везде. Обсуждать права женщин, их угнетение в глубинках Индии можно бесконечно. В крупных городах, особенно Мумбае, женщину, которая унижается мужем и его родственниками очень мало, чего нельзя сказать про остальную Индию.
Отношение к вдовам исторически сложилось негативное, и ни на одном из торжеств вы не увидите вдову, лишь в редких случаях. Индусы верят, что вдова ведет за собой несчастья.
Во время данной церемонии пожилые женщины благословляют невесту но то, чтоб она была настоящей Сухаган.
Самой красивой церемонией перед свадьбой является церемония Мехенди. Все представительницы прекрасного пола собираются в доме невесты и рисуют друг другу прекраснейшие узоры хинной пастой. Конечно же, самые красивые и сложные узоры украшают руки невесты. Считается, чем сложнее и красивее рисунок, тем счастливее и разнообразнее будет жизнь молодых. Часто в узоры мехенди вплетают имя мужа. Покрывают такими узорами не только руки невесты, но и ступни, и голени. Мехенди является одним из многих украшений невесты. Невеста не будет работать в доме мужа до тех пор, пока узоры мехенди не исчезнут.
После нанесения мехенди невеста не выходит их ома до самой свадебной церемонии.
За день до свадьбы проводится желтый ритуал Халди. Во время данного ритуала на тело невесты и жениха наносится порошок куркумы, иногда как паста, для того, чтоб кожа молодых сияла как золото. В этот же лень в домах будущих супругов проводят поминальную службу всех усопших, как бы говоря, что их потомок собирается связать себя узами брака.
В день бракосочетания ни жениху, ни невесте не разрешается есть.
Жених, облаченный в красивую одежду (пагри – тюрбан, чуридар – специальные штаны, и шервани – расшитый длинный и очень красивый пиджак на все пуговицы)На голове у модели пагри, а пиджак такого фасона и есть чуридар. Еще на данный тюрбан цепляется вуаль из цветов, ракушек и растений, дабы жених идущий в священный союз, не был соблазнен на улице прекрасными девами.
Всей честной компанией жениха процессия направляется к месту проведения свадьбы.
Жених обычно едет на красивом белом коне, украшенным разнообразными причудливыми элементами. Его отец и братья, если есть, едут сзади, молодежь в основном идет пешком перед конем жениха, поет песни (если свадьба алкогольная, то пьет), танцует. В настоящее время для свадьбы заказывают маленькую машинку, на которой установлена большая музыкальная система. Ритуал проведения жениха к месту бракосочетания называется Бхарат Никаси. Там жениха встречает мать невесты, благословляет его и ставит ему на лбу тилак (особая метка в индуизме и индийских религиях), охраняющую ее зятя от злых духов.
Затем жених проходит к шатру, где непосредственно и будет проходить церемония заключения брака – Джай Мала.
Затем к месту бракосочетания прибывает невеста. Облаченная в великолепной расшитое сари (салвар/ сьют) красного с золотым цветов или цветов, традиционных данной касте, штату, религии. В основном конечно же, это красный цвет, так как красный в Индии – цвет невинности, непорочности и чистоты. На руках у невесты переливаются чудиян, браслеты, надеваемые до локтей. Они подбираются в тон наряду. Необходимо отметить, что браслеты невесте дарит мужчина с ее стороны.Голову украшает сложная прическа – кешапашарачана – с вплетенными цветами, украшениями и венчает такую прическу манг тикка – украшение на цепочке по пробору прически.Обязательным элементом макияжа невесты является подводка на основе сурьмы – каджал.
Тяжелые массивные серьги – карн пхул и хаар – ожерелье, чаще всего передаются по наследству и сделаны из драгоценных металлов и камней.
Невеста прибыла.
Вскоре начинается первый этап ритуала брака. Стоя друг к другу лицом, под пение священных мантр, жених и невеста обмениваются гирляндами цветов, что означает принятие ими друг друга как мужа и жены.После ритуала обмена гирляндами осуществляется еще много разнообразных ритуалов в месте, именуемом мандапамЧетыре столба, являющихся опорами мандапама, символизируют родителей молодых.
Ритуал, при котором отец отдает свою дочь другому мужчине, ее будущему мужу, называется Канья Дан. И просит его помочь дочери достичь трех основных целей в жизни: дхармы (религиозный долг), артхи (польза, материальное благополучие) и камы (удовольствие, любовь).
В знак нерушимого единого союза двух сердец ритуал Паниграхана Хатхлева связывает руки молодых тканью и нитями и жрец служит службу Ганеше.
В честь нерушимость святого брака ритуал Гатхабандхан связывает одежду молодых узлом, который не рекомендуется развязывать даже после свадьбы. Ладжа Хома – один из самых важных ритуалов бракосочетания во время которого, жених и невеста преподносят зерна воздушного риса жертвенному огню, и невеста просит бога смерти и справедливости, повелителя усопших, бога Ямараджа, даровать супругу долгую жизнь, счастье, здоровье и процветание.
Сначала три шага во время ритуала Агни Париная вокруг благословенного огня, прося даровать семье любовь процветание и религиозные устои.
Семь шагов вместе вокруг священного огня просят даровать им крепкую СЕМЬю. О магическом значении цифры семь рассказано тут.
Последним ритуалом в мандапаме является прощание невесты с ее родными – Видаи.
Потом следует бескрайнее веселье, в котором молодые не участвуют. Как говорит мой знакомый индус, свадьба – это место где всем весело, кроме молодых.
Пиршество может продолжаться несколько дней. В таких штатах как Панджаб, свадьба временами длится три-четыре дня.
В доме мужа невесту встречает свекровь. Она проводит ритуал Гриха Правеш.
Перед входом в дом девушка должна опрокинуть правой ногой емкость с монетками и рисом, дабы были в доме достаток и изобилие. Затем молодая жена ступает в емкость с красной краской, после него первый шаг с правой ноги на белое полотно и проходит в дом оставляя красные следы на полу. Красная каемка на ее ногах (алма) – признак замужества.
Затем конечно, же молодые летят на медовый месяц, где знакомятся ближе.