Какими играми вы пользуетесь, чтобы развить речь своего ребенка?
Мне, например, очень нравится игра Интервью.
В ней ребята учатся говорить в микрофон. Репортеры задают различные вопросы, а остальные отвечают, можно предварительно раздать роли.
Разговаривать с ребенком нужно, но и дополнительные занятия не помешают.
Угадай игрушку”
Цель: формировать умение находить предмет, ориентируясь на его признаки и действия.
Взрослый показывает ребенку 3--4 игрушки, он называет их. Надо сразу научить правильно называть предмет: “Это... (заяц, лиса, утенок)”. Взрослый рассказывает о каждой игрушке, называя внешние признаки: “Это мягкая игрушка. Она серая. Хвостик короткий, а уши длинные. Любит морковку, прыгает ловко”. Аналогично описываются другие игрушки, ребенок называет их.
“Про кого я говорю”
Цель: развивать наблюдательность, умение ориентироваться на основные признаки описываемого объекта.
Взрослый описывает сидящего перед ним ребенка, называя детали его одежды и внешнего вида, например: “Это девочка, на ней юбка и кофточка, волосы у нее светлые, бант красный. Она любит играть с куклой Таней”.
“Скажи какой”
Цель: учить выделять и называть признаки предмета.
Взрослый достает из коробки предметы, называет их (“Это груша”), а ребенок называет признаки (“Она желтая, мягкая, вкусная”. “Это помидор”. -- “Он красный, круглый, спелый, сочный”. “Это огурец”. -- “Он... продолговатый, зеленый, хрустящий”).
А вот еще интересная игра:
"Где мы были-вам не скажем, но что делали-покажем"
Взрослый предлагает ребенку поиграть в игру без слов.
Папа или мама загадывают простое предметное действие (например, "чтение книги") и с помощью мимики и жестов показывают его ребенку. Тот должен отгадать, что делают родители. В случае правильного ответа играющие меняются местами. Если малыш успешно справляется с заданием, предложите ему угадать или показать самому цепочку последовательных событий (например, "проснулся — встал — умылся — позавтракал" и т.д.).
Да, развитие мелкой моторики очень помогает развитию речи малышей. Хорошо использовать, скажем, методику Монтессори. Берём две чашки, одну наполняем водой, предлагаем переместить воду в другую чашку, пользуясь ложкой. Вместо воды можно использовать крупные куски пенопласта. Хорошо помогает рисование пальчиковыми красками - в этом случае называем цвета, просим описывать рисунок, либо задаем вопросы: какой получился мячик...
Для детей 6- 7 лет есть такие упражнения:
«Едем, летим, плывем»
Цель: учить детей находить заданный звук в начале, середине и конце слова.
Нужны картинки, изображающих транспорт: вертолет, самолет, автобус, троллейбус, теплоход, трамвай
— Назови все предметы одним словом. (Транспорт.)
— Скажи, сколько слогов в этих словах? (Во всех словах, кроме слова «трамвай», по три слога.) Какой звук встречается во всех этих словах (в начале, середине, конце слова)? (Звук «Т» встречается в начале слов «троллейбус», «теплоход», «трамвай», в середине слов «вертолет», «автобус», в конце слов «вертолет», «самолет».)
— Составь предложение с любым словом («Самолет летит быстро»).
— Скажи, что летает? (Самолет, вертолет.) Что едет? (Автобус, троллейбус, трамвай.) Что плывет? (Теплоход.)
— Угадай по первому и последнему звуку, какой вид транспорта я задумала: Т—С (троллейбус), А—С (автобус), С—Т (самолет), В—Т (вертолет), М—О (метро), Т—И (такси).
ИЛИ такое:
«Найди точное слово»
Цель: учить детей точно называть предмет, его качества и действия.
— Узнай, о каком предмете я говорю: «Круглое, сладкое, румяное — что это?» Предметы могут отличаться друг от друга не только по вкусу, но и по величине, цвету, форме.
— Дополни другими словами то, что я начну: снег белый, холодный... (еще какой?). Сахар сладкий, а лимон... (кислый). Весной погода теплая, а зимой... (холодная).
— Назови, какие вещи в комнате круглые, высокие, низкие.
— Вспомни, кто из животных как передвигается. Ворона... (летает), рыба... (плавает), кузнечик... (прыгает), уж... (ползает). Кто из животных как голос подает? Петух... (кукарекает), тигр... (рычит), мышь... (пищит), корова... (мычит).
— Помоги мне найти слова, противоположные по смыслу, в стихотворении Д.Чиарди «Прощальная игра»:
Скажу я слово высоко, Скажу тебе я слово трус,
А ты ответишь... (низко). Ответишь ты... (храбрец).
Скажу я слово далеко, Теперь начало я скажу —
А ты ответишь... (близко). Ну, отвечай... (конец).
Благодаря общению с родителями, сверстниками ребенок развивается и совершенствуется и его речь. Еще в старину были придуманы скороговорки – род складной речи с повторением и перестановкой одних и тех же букв или слогов, трудных для произношения. Попробуйте позаниматься с ребенком, заучивая и проговаривая скороговорки, ему наверняка понравятся эти забавные и короткие стишки. Вот некоторые из них:
Вез корабль карамель,
Наскочил корабль на мель,
И матросы две недели
Карамель на мели ели.
Говорит попугай попугаю:
- Я тебя, попугай, попугаю!
- Попугай ты меня, попугай, -
Говорит попугай попугаю.
Леня лез по лесенке,
Срывал Леня персики.
С песенками, с персиками
Скатился Леня с лесенки!
У маленькой машины цвет мышиный.
И шины шуршат, как мыши.
Встретил в чаще еж ежа:
- Как погода, еж?
- Свежа.
И пошли домой, дрожа,
Сгорбясь, съежась, два ежа.
Ткет ткач ткани на юбку Тане.
У Потапки на лапках по тапку.
Купил в лавке по тапку Потапка.
Кукушка кукушонку купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон.
Как в капюшоне он смешон!Купили каракатице
Кружевное платьице.
Ходит каракатица,
Хвастается платьицем.
Бублик, баранку,
Батон и буханку
Пекарь из теста
Испек спозаранку.
У Ивашки рубашка,
У рубашки кармашки.
Хороши кармашки
На рубашке Ивашки.
Моль пальто себе купила,
Чтобы чем питаться было.
У Кондрата куртка коротковата.
Конечно же для развития речи ребенка можно проговаривать слова,учить стихи и повторять скороговорки.
Но также помогут и совершенно отвлеченные занятия,на первый взгляд,даже перебирание бусинок или лепка из пластелина сыграют в этом большую роль,так как центры отвечающие за мелкую моторику и речь находятся рядом в нашем головном мозге.