* довольно уверенно бегает и всё реже падает. С ним даже можно поиграть в "догонялки" (поддаваясь и уступая, естественно);
* убегая, ребенок может уворачиваться от вас, делать броски то вправо, то влево;
* уже неплохо владеет своим телом, но чувство равновесия еще развито не вполне;
* четырехлетний ребенок не очень уверенно пройдет по узкой скамейке или узенькому мостку (потренируйтесь с ним на бревне или положите на асфальте веревку - пусть ребенок в качестве игры ходит по ней);
* может пробежать довольно большое расстояние; если не очень быстро, то - до 150 м, а то и больше. Однако не следует без особой нужды (если вы не спешите к трамваю) давать малышу такие нагрузки;
* уже неплохо прыгает; может прыгнуть вперед, чуть труднее - назад;
* может перепрыгнуть через невысокий предмет; может спрыгнуть со ступеньки или запрыгнуть на нее; может перепрыгнуть через небольшую канаву. Но со скакалкой он еще не справляется;
* легко лазает по "шведской стенке" - вверх и вниз; может раскачиваться и крутиться на канате, но подниматься по канату не может: руки еще слишком слабы;
* легко кувыркается дома на ковре или на улице - на траве.
После того, как вашему ребенку исполнится 4 года, вы можете приобщать его к спорту. До этих пор малыш должен регулярно заниматься физкультурой в домашних условиях.
Психическое развитие:
Ребенок стремится во всем подражать взрослому, причем не только своим родителям, но и посторонним людям. На этом подражании даже построены некоторые его игры, например игры в солдата, в космонавта. Малыш понимает не только смысл произнесенных слов, но и нюансы интонации. Таким образом уже может почувствовать иронию, скрытое недовольство, обиду, грусть и т. п. Практически не путает множественное число с единственным, женский род с мужским, но может назвать завтрак ужином, а про "вчера" сказать "завтра". Может разделить предметы на группы по признаку: "фрукты - мебель" или "животные - птицы; отличается хорошей памятью, с легкостью запоминает довольно длинные стихи; ему уже наскучило играть одному, и он ищет компанию. Хорошо играет с другим каким-то ребенком и практически не ссорится с ним, то есть в отличие от детей более раннего возраста склонен уступить и отнестись к себе критически;
его трудно назвать ленивым: всякое поручение, какое ребенок получает от взрослых, он стремится исполнить.