Среди народных видов творчества можно встретить немало интересных и достаточно древних типов. Но наиболее интересное, и, что немаловажно, наиболее древнее из всех ныне популярных - это мезенская роспись.
Стоит только посмотреть на вещь, расписанную таким способом, и вы увидите перед собой стада древних животных, орнаментальные петроглифы, словно сошедшие со стен пещер, обычные достаточно примитивные узоры. но все это, сливаясь в едином оформлении представляет собой восхитительную картину. Правда, эта "древность" была выдумана лишь в 19-м веке, но это ничуть не умаляет красоты традиционных орнаментов.
Мезенской эту роспись назвали потому, что ее родиной считается село Палащелье, расположенное на берегу реки Мезени, которое как центр росписи по дереву впервые упоминается в 1906. Поэтому в энциклопедиях и различных книгах по изобразительному искусству можно встретить второе название мезенской росписи – Палащельская. В самой Мезени росписью не занимались.
Традиционно предметы, расписанные мезенской росписью, имеют только два цвета – красный и чёрный (сажа и охра, позднее сурик). Роспись наносилась на негрунтованное дерево специальной деревянной палочкой (тиской), пером глухаря или тетерева, кисточкой из человеческого волоса. Затем изделие олифилось, что придавало ему золотистый цвет. В настоящее время в целом технология и техника мезенской росписи сохранились, за исключением разве что того, что чаще стали применяться кисти.
Истоки символов мезенской росписи прежде всего лежат в мфологическом мировоззрении народов древнего севера. К примеру, часто встречающаяся многоярусность говорит о следовании шаманской традиции. Три яруса - три мира (нижний, средний и верхний или подземный, наземный и небесный). Это основа шаманского мировоззрения многих народов севера. В мезенской росписи нижний и средний ярусы заполняют олени и кони. Верхний ярус - птицы. Вереницы чёрных и красных коней в ярусах, возможно, также означают миры мёртвых и живых. Размещённые вокруг коней и оленей многочисленные солярные знаки подчёркивают их неземное происхождение. Образ коня у народов русского севера это ещё и оберег (конь на крыше), а также символ солнца, плодородия, источник жизненных благ.
Bublica,ну как не русская? Она появилась в Архангельской области, на Русском Севере, а здесь, как известно верования очень близки к мифам и традиционным верованиям, уходящим корнями в языческое прошлое. Может не совсем правильно высказался, назвав их "шаманскими", правильнее наверное как раз было назвать их просто языческими, но эти два понятия во многом близки).
Благодарю за разъяснения)) Но, я так понимаю, чтобы приобрести какой-то такой сувенир, необходимо ехать в эту самую Архангельскую область, потому что нигде больше я как-то не встречала такой росписи - хохлома, гжель, дымка.. но мезенская - вроде не видела.
А я теперь вспомнила, кажется. Недавно водила своих малышек в музей, и там видели русские прялки конца 19-го века, и роспись была как раз, наверное мезенская, по крайней мере рисунок очень похожий.